МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

«Тучная Гора»

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

«Тучная Гора» — Смотреть иконы

Икона Пресвятой Богородицы «Тучная Гора». На полях иконы святой Вячеслав Чешский, святая равноап. Елена Константинопольская, святая Валентина КесарийскаяДревний образ Богородицы Тучная Гора не дошел до наших дней, но сохранилось несколько списков с чудотвороной иконы XVII века.История этого образа тесно связана с родом тверских горожан Волчаниновых. В XVII веке Косма Волчанинов руководил ремонтом в одном из тверских монастырей и отличился особым усердием. В благодарность за это настоятель подарил ему икону Богородицы Тучная Гора, которая хранилась на клиросе, так как сам храм был полон икон. Икона хранилась в семье как большая святыня и передавалась по мужской линии, как и было заповедано Космой.Однако внук Космы нарушил семеную благочестивую традицию и отнес обветшавший образ на чердак. В семье начались неурядицы и ссоры, дело дошло до того, что его невестка решила наложить на себя руки, мучимая плохим отношнием мужа. Молодую жещину от страшного греха спасло чудо: ей явился неизвестный инок: Куда ты, несчастная, идешь? - сказал он ей - Воротись назад, помолись Божией Матери Тучной Горе и жить тебе будет хорошо и покойно. Вернувшись в дом, невестка обо всем рассказала домашним, но инока так никто и не нашел. Тогда с чердака была принесена и отчищена от грязи икона, и перед ней отслужили бдение с молебном, после чего в семье воцарился мир и понимание. Это чудо произошло накануне Благовещения 24 марта (6 апреля по новому стилю).

Последний мужчина в роду Волчаниновых Василий передал образ своей дочери и ее мужу известному купцу и церковному благодетелю Коняеву. По завещанию Космы Волчанинова, с прекращением мужской линии образ должен был быть передан в храм. Супруги долго думали в какой храм передать икону. Когда в 1863 году началась перестройка церкви во имя Смоленской иконы Богородицы в Твери, они поняли, что именно там должен остаться чудотворный образ. Дело в том, что храм этот стоял на горе, и во время весенних паводков служил местом спасения горожан от затопления. На иконе же Богородица изображена как раз с храмом, стоящим на горе в руках. В сентябре 1865 году началось строительство придела в честь иконы Тучная Гора, 1866 года торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день 16/29 июля придел был освящен Антонием, епископом Старицким. Так предел в честь иконы Богородицы Тучная Гора, что означает изобильная, благодатная, стал местом душевного и телесного спасения прибегающих к нему.

От иконы совершалось множество чудес и исцелений, ее брали в дома для молитвы благочестивые горожане, с нее делали списки, которые также прославлялись чудоторвниями. Стараниями благодарных верующих икона была украшена серебряной ризой, которую позже вызолотили. Во время советской власти образ был утрачен, но почитание его никогда не прекращалось.

В 1993 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в был написан список иконы Тучная Гора и возобновлено торжественное почитание этой иконы трижды в году: 6 апреля в честь первого чуда от иконы и 29 июля в честь освящения престола. Сейчас этот список находится в соборе Вознесения Христова в Твери.

Иконография образа восходит к типу Одигитрия. На древнем образе Богородица была изображена в рост, стоящая на вершине горы с венцом на голове, держа Младенца Христа на левой руке, а в правой храм, стоящий на горе. Богородица изображена на иконе как прообраз Церкви, об этом говорит и написанный в Ее руках храм. Он стоит на горе, как и Сама Богоматерь, словно открывая нам это сравнение. Богородица гора, возводящая нас к Богу, Она и Церковь храм Духа Святого , вместивший в Себя Самого Бога. Она стоит на горе возвышенно, величественно. И если гора путь совершенствования, то согласно этому изображению, Она достигла высочайших высот, наибольшей благодати. Дева Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее, Иисуса Христа, Господа нашего (Святитель Григорий Палама).