МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Тимофей (Петропавловский), пресвитер, священномученик (1918)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Тимофей алексеевич петропавловский родился между 1885 и 1890 годами.

До 1913 года служил псаломщиком в Никольской церкви с. Раевка Белебеевского уезда Уфимской губернии.

9 июля 1913 года был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы с. Золотоношки Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.

В начале июля 1918 г. части Чехословацкого корпуса вплотную приблизились к городу Стерлитамаку. В их ожидании крестьяне села Золотоношки послали особую депутацию на станцию Раевка, уже занятую чехословаками. Кроме того, они арестовали и заперли в амбарах членов местного совета и сочувствовавших Советской власти. При этом были убиты большевик Яков Гарбуз и кассир совета. На подавление "Золотоношкинского кулацкого мятежа" из Стерлитамака был направлен конный отряд под командованием Антона Гарбуза (брата погибшего Якова). Братья Гарбузы были родом из села Золотоношки. Комиссар Стерлитамакского совета Антон Гарбуз двинулся в это село через с. Николаевку, где взял 5 человек (4-х мужчин и одну женщину) в заложники.

Как бы предчувствуя свою мученическую смерть, 13 июля о. Тимофей служил литургию и, по окончании ее - молебен своему небесному покровителю апостолу Тимофею и св. Софии с акафистом, причем Евангелие читал мученическое. Слова "не бойтесь убивающих тело" он произнес особенно значимо.

В этот день, 13 июля, красноармейцы во главе с комиссаром Антоном Гарбузом без боя заняли Золотоношку. Навстречу им вышли крестьяне с белым флагом. Гарбуз привез с собою пятерых заложников, взятых в с. Николаевка. О. Тимофей ни сам не встретил Гарбуза, ни ни жене своей не позволил. Он спокойно продолжал полоть на огороде картофель. Спустя час после прибытия отряда о. Тимофей отправился на село, где его встретил около потребительской лавки Гарбуз.

Антон Гарбуз начал расправу над заложниками и другими "участниками мятежа". Тогда к Антону Гарбузу бросилась его мать с просьбой о пощаде: "Помилуй хоть людей!" Именно в этот момент к ним подошел о. Тимофей, осеняя крестом "во имя Отца и Сына и Святого Духа" и также умоляя о милосердии. Однако Гарбуз тут же приказал арестовать священника и расправиться с ним, отведя подальше от глаз матери. Комиссар Гарбуз объявил о.Тимофею, что он его повесит. О.Тимофей попросил Гарбуза заменить повешение расстрелом. О.Тимофея тотчас расстреляли у сельского амбара. Он получил 5 пуль и 3 штыковых удара и умер со сложенными для крестного знамения перстами в присутствии прибежавшей жены. Это произошло 13 июля 1918 г.

О.Тимофея отпел в церкви иеромонах Алексеевского монастыря, но положенного по сану выноса, т.е. обнесения гроба с почившим священником вокруг храма, не совершили, т.к. не позволил комендант. Никому не разрешили проводить гроб с покойным на сельское кладбище, даже жене это не было позволено. Народ был страшно напуган. Гарбузом для большего страха было подожжено родное село. В тот день были убиты и заложники.

На 9-й день была отслужена панихида на могиле о.Тимофея, и золотоношцы почтили своего пастыря молитвой и слезами. По свидетельствам прихожан, о. Тимофей был похоронен не на кладбище, а у алтаря церкви. Могила не сохранилась. На этом месте в 1970-е годы был построен новый Дом культуры (взамен старого клуба, размещавшегося в здании церкви после ее закрытия в 1929 году)

В послании о положении епархии от 5/18 октября 1918 г. епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) свидетельствовал, что "священник Тимофей Петропавловский погиб только за то, что заступился за невинно осужденных на смерть".

26 октября 1999 года иерей Тимофей Петропавловский был канонизирован как местночтимый святой Уфимской епархии с установлением даты памяти 30 июня/13 июля, в день его мученической кончины.

По представлению архиепископа Уфимского Никона Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. иерей Тимофей Петропавловский был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.