МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. священномученик (1918)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Гермоген (Долганев), епископ Тобольский. священномученик (1918) — Смотреть иконы

Священномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии, впоследствии принявшего монашество. Первоначальное образование Георгий получил в духовной школе родной епархии. Затем выдержал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии и поступил в Новороссийский университет. Он окончил полный курс юридического факультета, здесь же прошёл курсы математического и историко-филологического факультетов.
Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к подвижнической жизни. Поэтому после университета он поступает в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где и принимает монашество с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он становится иеромонахом.
В 1893 году иеромонах Гермоген окончил Академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. Не желая потакать духу времени, выражавшемуся в антицерковности и бездуховности, архимандрит Гермоген твердо направлял жизнь учебного заведения в русло церковности, дух которой он старался привить преподавателям и студентам. Не ограничиваясь просветительской деятельностью в рамках Семинарии, он создавал церковные школы и содействовал распространению миссионерства среди населения российской окраины.
14 января 1901 года в Казанском Соборе Санкт-Петербурга отец Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903 году его назначили епископом Саратовским и вызвали для присутствия в Святейшем Синоде.
Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам же епископ и он же руководил ими.
Владыка часто объезжал приходы епархии и служил с таким благоговением, трепетом и молитвенным настроем, что люди действительно забывали на Небе они или на земле, многие плакали от умиления и духовной радости. Во время политических беспорядков 1905 года Владыка успешно вразумлял одурманенных бунтовщиков своими проповедями.
С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину Святителя, батюшка писал ему в 1906 году: Вы в подвиге, Господь отверзает Небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас.
В конце 1911 года на очередном заседании Святейшего синода Владыка резко разошелся с обер-прокурором В.К. Саблером, который с молчаливого согласия многих архиереев спешно проводил некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера (корпорация диаконисс, разрешение отпевания инославных).
7 января преосвященному Гермогену был объявлен указ за подписью Государя об увольнении от присутствия в Святейшем Синоде и отбытии в свою епархию до 15 января. Не уложившись ввиду болезни в отведенный промежуток времени, Владыка был сослан в Беларусь в Жировичский монастырь. Одной из причин этой ссылки явилось также и резко отрицательное отношение Владыки к Григорию Распутину: перед отъездом на свою кафедру епископ Ермоген посетил старца и предал его анафеме. После этого, 17 января 1912 года, Императором был подписан указ об увольнении его от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Жировичском монастыре.
24 января ссыльный благополучно прибыл в Слоним. О его приезде заранее были предупреждены местные власти и братия монастыря. Навстречу ему была выслана делегация, поднесшая ему икону. Еще издали владыка услышал колокольный звон. Настоятель обители с братией вышли ему навстречу. Поэтому, не смотря на желание властей унизить архиерея, встреча получилась торжественной. Монастырский двор был заполнен народом. Обращаясь к собравшимся, владыка Гермоген сказал: Я не считаю себя сосланным, но человеком, желающим всецело отдаться служению Господу Богу.
Обосновавшись в сем святом месте, владыка Гермоген полюбил тихую, удаленную от суеты обитель и сам оставил о себе здесь добрую память. Старожилы отмечали его доброту и особую любовь к богослужению, которое он посещал неукоснительно. На пути в собор и обратно его всегда сопровождали богомольцы. В зимнее время он приходил в Никольский храм по лестнице, ведущей с надвратной комнаты прямо в эту церковь. В сильные морозы Архиерей оставался в этой комнате и слушал богослужение через устроенное в стене по его просьбе окошко. Владыка построил и освятил часовню над источником, что недалеко от монастыря, разрушенную впоследствии безбожниками.
Свободное от богослужения время преосвященный посвящал народу. При нем был врач-гомеопат, который успешно лечил всех, обращающихся за помощью. Но большинство страждущих Господь исцелял по молитвам самого епископа Гермогена. Люди, узнавая о его благодатных дарованиях, приезжали к нему из самых разных мест. Порой их набиралось столько, что негде было ночевать, и владыка устроил для больных палату. Он старался помочь всем, обращавшимся к нему.
Случалось ему и изгонять бесов. Бывало, во время Богослужения какой-нибудь бесноватый начинал вопить, лаять и т. п. Тогда епископ выходил на солею и именем Господа запрещал ему. Тот тотчас же стихал.
Но все же положение опального епископа в Жировичском монастыре было тяжелым. Ему не разрешали часто служить, а когда разрешали, то не оказывали должных почестей его епископскому сану. Иногда Владыке даже запрещалось выезжать из монастыря.
Святитель часто скорбел о будущем Отечества, и плача говорил: Идет, идет девятый вал; сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь погубят Царя, погубят Царя, непременно погубят.
В августе 1915 года Владыку перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии, а после Февральского переворота 1917 года он был назначен на кафедру в Тобольск. Особой заботой Владыки были вернувшиеся с фронта одурманенные большевицкой пропагандой русские воины, и он создает особый солдатский отдел при Иоанно-Димитриевском братстве. Большевики, старавшиеся озлобить солдат, чтобы легче управлять ими, были вне себя, видя проявляемую о бойцах церковную заботу.
В это мятежное время Святитель призывал свою паству не преклонять колена пред идолами революции, борясь против коммунизма, денационализации и искажения русской народной души.
Находясь на Тобольской кафедре во время пребывания там в заточении Царственных Мучеников, по его благословенно в утешение Им была принесена Абалацкая икона Божией Матери. На Литургии Владыка всегда вынимал частички за Царскую Семью, свято храня любовь к ней.
В январе 1918 года, после принятия большевиками декрета об отделении Церкви от государства, ставившего верующих в действительности вне закона, архипастырь обратился к народу с воззванием, которое заканчивалось словами: Станьте на защиту своей веры и с твердым упованием скажите: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
Власти стали усиленно готовиться к аресту непреклонного епископа, но Владыка, не смущаясь, назначил на Вербное Воскресенье 15 апреля 1918 года Крестный ход. Он говорил: Я от них пощады не жду, они убьют меня, мало того, они будут мучить меня, я готов, готов хоть сейчас. Я не за себя боюсь, не о себе скорблю, боюсь за жителей что они сделают с ними?.
Накануне праздника, 13 апреля, в архиерейских покоях появились вооруженные красноармейцы. Не обнаружив епископа, они учинили обыск в его покоях и осквернили алтарь домовой церкви. Крестный ход собрал множество верующих. Со стен городского Кремля хорошо был виден дом, где томилась в заключении Царская Семья. Владыка, подойдя к краю стены, высоко поднял крест и благословил Августейших Страстотерпцев, которые смотрели из окон на Крестный ход.
Сопровождаемый пешими и конными отрядами милиции, Крестный ход привлек много верующих, но на обратном пути (ход окончился в половине пятого) ряды народные стали редеть, так что милиция без труда (сначала при помощи обмана) разогнала оставшихся прикладами и арестовала Владыку. На колокольне рядом с архиерейским домом ударили в набат. Большевики выстрелами согнали с колокольни звонарей. Остальные возмущавшиеся были также разогнаны.
Владыка был заключен в Екатеринбургскую тюрьму. В заточении он много молился. В одном из писем, которое удалось переслать на волю, Святитель писал, обращаясь к благоговейно любимой и незабвенной пастве: Не скорбите обо мне по поводу заключения моего в темнице. Это мое училище духовное. Слава Богу, дающему столь мудрые и благотворные испытания мне, крайне нуждающемуся в строгих и крайних мерах воздействия на мой внутренний духовный мир От этих потрясений (между жизнью и смертью) усиливается и утверждается в душе спасительный страх Божий.
Со стороны епархиального съезда была предпринята попытка освобождения своего владыки за выкуп, назначенный в 10 000 рублей. Но все члены посланной делегации после передачи денег были арестованы, и их судьба неизвестна, скорее всего, они приняли мученическую кончину.
Вскоре Святитель был перевезен в Тюмень и доставлен на пароходе к селу Покровское. Все узники, за исключением епископа и священника церкви Каменского завода, благочинного второго округа Камышевского уезда Екатеринбургской губернии, иерея Петра Карелина, были расстреляны. Владыка и отец Петр были заключены в грязном трюме. Пароход направился к Тобольску. Вечером, 15 июня, когда священномучеников переводили с одного корабля на другой, Владыка, подходя к трапу, тихо сказал лоцману: Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтоб обо мне помолились Богу.
Около полуночи с 15 на 16 июня большевики сначала вывели на палубу парохода Ока иерея Петра Карелина, привязали к нему два больших гранитных камня и сбросили в воды реки Туры. Епископ Ермоген молился за палачей и благословлял их. Те же с руганью и ударами сорвали с него рясу и подрясник, связали сзади руки. Так как исповедник не переставал молиться вслух, невзирая на запрет комиссара, его заставили замолчать ударом кулака по лицу. Затем к нему привязали двухпудовый камень и тоже бросили в реку
Честные останки Святителя были вынесены на берег 3 июля и обнаружены крестьянами села Усольского. На следующий день они были похоронены крестьянином Алексеем Егоровичем Маряновым на месте обретения. В могилу был положен и камень.
Вскоре город был освобожден войсками Сибирского Правительства и останки Святителя были извлечены, облачены в архиерейские одежды, и торжественно погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского.
Священномученик Гермоген причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.