МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

«Арапетская» «Аравийская» или «О Всепетая Мати»

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

«Арапетская» «Аравийская» или «О Всепетая Мати» — Смотреть иконы

Арапетская, Аравийская, "О Всепетая Мати" икона Божией Матери

 

Этот образ является одним из древнейших икон Божией Матери. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось - существуют только догадки и предположения. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени I веку, и связывается с проповедью апостола Фомы в Индии.

Еще одно наименование иконы О Всепетая Мати связано с тем, что край покрытого облачным орнаментом мафория Богородицы украшен каймой с текстом из кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа. Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых....

В русской иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Наиболее раннее изображение Богоматери О Всепетая Мати встречается на нескольких листах Сийского лицевого иконописного подлинника XVII в. На одном из них икона именуется Арапскою. В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название Аравийская.

Богородица представлена на иконе по пояс, поддерживающей на ладонях Младенца Христа. Иногда глава Божией Матери увенчана царской короной. Облачения Пресвятой Девы обычно состоят из красно-коричневого хитона и вишневого облачного мафория, являющегося символом горнего мира. На плечах и главе Богоматери вместо привычных звезд символов девства изображены три медальона с головами ангелов, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы Арабской или Аравийской.